Основное о двигателе
Сегодня поговорим про труды Бернарда Освальда из компании Ford для разработки второго поколения шестицилиндровых двигателей для автомобилей BMW, в середине шестидесятых.
В первых модификация были шестицилиндровые двигатели с семью опорами коленвала. Впервые они появились на седанах Е3, которые были выпущены в 1968 году. Главный герой - самый яркий представитель серии M30 - M30B28. "Большая шестерка"и лучший двигатель ХХ века. Силовой агрегат производство Munich Plant. Марка двигателя М30. Выпускался немецкий агрегат с 1982 по 1992 год, пока его не заменили на более продвинутую версию. О ней вы также можете почитать на нашем портале.
Блок цилиндров выполнен из чугуна. Питает двигатель инжектор. Тип двигателя - рядный, по два клапана на все 6 цилиндров. Поршень ходит на 86 миллиметров, а диаметр цилиндра 92 миллиметра. Степень сжатия, которые развивают поршни в силовом агрегате внутри камеры сгорания зависит от каждой конкретной модификации (всего их было 3) и составляет от 8 до 10 единиц. Об этом мы более подробно напишем ниже. Точный объем двигателя - 2986 в кубических сантиметрах. Мощность силовой установки на M30B28 варьируется от 184 до 197 лошадиных сил при 5800 оборотов в минуту. Крутящий момент от 250 до 275 Ньютонов на метр при достижении 3500 - 4000 оборотов в минуту. С завода двигатель выходит с рекомендацией по горючему с октановым числом 92 бензина. Об экологических нормах данных нет.
Весит двигатель и порядка 135 кг. Что касается расхода топлива, то по городу силовой агрегат потребляет порядка 16 литров на 100 километров, по трассе, существенно снижается до 7. 6 литров на 100 километров. В смешанном цикле двигатель потребляет порядка 11 литров на 100 км. Силовой агрегат расходует порядка тысячи миллилитров масла на каждую 1000 км. С завода-изготовителя рекомендуется заливать смазку марки 5W-30, 5W-40, 10W-40 и 15W-40. Точный объем масла, которое циркулирует в двигателе порядка - 5. 75 л. Замена, согласно техническому регламенту, который указан вместе с книжкой по эксплуатации автомобиля. Как правило, это 7000-1000 тысяч километров, но мы советуем полостью сливать масло при достижении пробега 5000-6000 километров. Нормальная рабочая температура силового агрегата в порядке 90 градусов по Цельсию. На практике ресурс двигателя составляет порядка 400 000 км. Тюнинговать этот силовой агрегат можно до 400 + лошадиных сил, но при этом сильно снижается ресурс двигателя. Как обычно – решать Вам.
М30 - это шестицилиндровый поршневой двигатель, который имеет один распределительный вал. В ранних моделях силовых агрегатов он имел индекс М06. Установка была лучшей в течение практически 30 лет и устанавливалась на многочисленные автомобили Баварии Моторс. Этот силовой агрегат был удостоен награды – «Лучший двигатель XX века» и среди автолюбителей получил название большая шестерка. Потомком двигателя считается серия М10 - четырехцилиндровый силовой агрегат. Свою руку к этому двигателю приложил Александр Фалькенхаузен, и предлагался с карбюратором или инжектором. В свою очередь, двигатели серии M30 выступили основой для более современных и турбированных силовых агрегатов М102 и М106.
Что касается нашего силового агрегата, то M30B28 - это 2.8 литровый мотор от BMW серии M30. Дебютом для этого двигателя служил 1968 год. С завода силовой агрегат выходил с карбюратором Zenith 35/40 INAT.
Машины оснащались топливной системой Джетроник. Увеличить объем с 2,5 л до 2.8 помогло увеличение хода поршня до 80 мм. После, в 1976 году, двигатель уже под серийным номером М68 поставлялся с карбюратором Солекс 4А1. Характеристики остались неизменными, но также как из 2.5 литровой версии силового агрегата, новый, усовершенствованный карбюратор устранил проблемы, которые были связаны с синхронизацией двойной системы.
Модификации
Что касается модификаций, то двигатель выпускался в линейке М30, которые имели объем от 2.5 до 3.5 л.
Изначально устанавливался карбюратор Солекс 4а1. Модификация LE была представлена в 1977 году, на BMW E12 528i. Мотористы установили новый инжектор, с системой впрыска топлива Элтроник, что существенно повышало крутящий момент и лошадиные силы. Эта модификация открывала новый потенциал для раскрутки двигателя, теперь, для максимальной мощности необходимо развить порядка 6000 оборотов в минуту. Но эта модификация выпускалась только один год и предназначалась для замены главного героя нашего обзора.
После этого, система электронного впрыска получила модифицированную замену на l-jetronic, в результате добавилось порядка 15 лошадиных сил, при этом двигатель необходимо разогнать до 5800 оборотов в минуту. Максимальный крутящий момент остался неизменным, но достигался уже при 4200 оборотов в минуту.
ЧИП – Тюнинг
Двигатель легко поддается чиповке на несколько стейджев. На станции технического обслуживания автомобиля вам подскажут более конкретно именно по вашему двигателю. Ведь важно общее состояние силовой установки, а также износ механизмов. Но, если у машины есть мозги, можно её настроить.
Итак. В среднем по больнице – прошивка первого уровня даст прирост порядка 7 – 10 лошадиных сил. Прошивка Stage 2 сверху даст еще столько же, но, если механически не вмешиваться в силовую установку, возможен серьезное ухудшение параметров запаса хода, не говоря уже про Stage 3. Делайте на свой страх и риск, как говорится.